№ 95 Явление Иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)

Приходской листок № 95 от 21.07.2018 г. в формате PDF

Апостольское чтение на литургии

Апостола Павла послание к филиппийцам,2:5-11

  • Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
  • Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
  • Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Евангельское чтение на литургии

Евангелие от Луки,10:38-42,11,27-28

  • В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
  • Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
  • Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
  • Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
  • А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Святоотеческое поучение

Мысли Феофана Затворника

(Рим.13:1–10Мф.12:3–37)

«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12:35  Лк.6:45). Что положишь в сокровищницу, то и получишь: положишь золото – золото и возьмешь; положишь мед – мед и возьмешь. Оно, конечно, и медное можно выдать за золотое, но знаток тотчас узнает подлог. Как же сделать, чтобы в сокровищнице нашей было одно золото, то есть в сердце одно добро? Сердце по естеству сокровище благих; лукавое пришло после. Возьми же анатомический нож внимания и несаможаления; отделяй неестественное и отрезай его. Лукавое одно за другим будет уходить, а благое крепнуть и расширяться; останется, наконец, одно благое.

Дело все в том, как определить естественное и неестественное. Нынешних естественников не слушай; они все навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно, – называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и Св. апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное. Так, наконец, соберешь много благого и будешь износить его из сердца. Молись Духу Святому: «сокровище благих, усокровиществуй благое в сердце моем»

Притча дня

По преданию, когда Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
— Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!
Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:
— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез.

Чудеса Пресвятой Матушки Богородицы

Богохульник

В 1915 году газета «Афинская пресса» опубликовала на своих страницах рассказы о множестве разных чудес, происшедших от Тиносской чудотворнрй иконы Божией Матери, которая в тот год была привезена в Афины: Святая икона была принесена для исцеления тяжело больного короля Константина , который был исцелен чудесным образом.

В утренней газете «Молния» было описано следующее Чудо, о котором поведал торговец Дмитрий Бурнияс, владелец магазина по улице св. Марка, 36.

«В прошедшую среду, 8 июля 1915 года, я принимал дома одного близкого друга. Во время обеда я сказал ему:

— Слава Тебе, Боже! Многомилостивая Богоматерь Тиносская совершила чудо, и наш царь спасся.

Внезапно мой друг перебил меня и сказал:

— Слушай, ты серьезно?! Эта старая доска… которую привезли…

Не успел он договорить фразы, как внезапно схватился за горло, словно проглотил раскаленный уголь. У него началась отдышка, он потерял дар речи, а его глаза смотрели на меня испуганно и умоляюще.

Мы все вскочили, чтобы оказать ему помощь. Предложили воды, но он ничего не брал.

Внезапно меня словно осенило. Я бросился к домашнему иконостасу, схватил икону Пресвятой Богородицы и протянул ему. Едва увидев икону Божией Матери, нечестивец тут же упал на колени, простер руки и с благоговением облобызал ее. В тот же момент ему стало легче, и со слезами на глазах он проговорил:

— Бог наказал меня за мое богохульство. Но Божия Матерь совершила чудо!

Поучение 1-ое. Явление Казанской иконы Божией Матери.

(Божия Матерь есть охранительница и поборница, истинного учения Православной Церкви).

I. Когда и как явилась в Казани св. икона Пресвятой Богородицы, явление коей св. церковь ныне светло празднует?

В XVI столетии, именно в 1579 году, при царе Иоанне Грозном Пресвятая Богородица три раза являлась в сновидении одной девице г. Казани и повелевала возвестить духовенству и светским начальникам того города, чтобы они взяли икону Ея из земли, и указывала самое место, где сокрыта была икона. Сначала мать, потом начальники города не верили видению. Наконец, девица, копая землю, скоро нашла св. икону Богоматери, как будто только что написанную, а не бывшую в земле. Икона стала источать чудеса, при виде коих множество татар обращались к православной вере и утверждались в вере. Извещенные об обретении иконы архиепископ, градоначальник и народ, с крестным ходом, взяли и поставили икону в ближайшем храме. На месте явления иконы вскоре построен был монастырь Богородицкий и 8-го июля, в день обретения иконы, установлен праздник.

Явление чудотворной иконы Божией Матери в г. Казани было весьма благотворно и спасительно. В Казани, до завоевания ее московским царем Иоанном Грозным, все жившие там татары блуждали во мраке ложной веры магометанской. Когда Казань была взята нашим царем Иоанном Грозным, жители ее мало-по-малу стали принимать христианство. Но внов крещеные татары были еще не тверды в новой для них вере и могли легко отпасть от Христовой веры и возвратиться в магометанство. Господь же наш И. Христос «не хощет смерти грешника» (Иезек. ХХХIII, 2), «но хощет всем спастися и в разум истинный приити» (1Тим. II, 4). О том же и Владычица наша Пресвятая Богородица неусыпно печется. Чтобы не допустить вновь просвещенных св. крещением казанских татар до совращения в прежнюю их магометову веру, Она, наша усердная Заступница, и благоволила явить в сие время в Казани Свой образ и на всех с молитвою и верою притекающих к Ея иконе излить чудеса, через которыя маловерные и новопросвещенные могли бы воочию убедиться в правоте святыя православныя веры Христовой.

II. История праздника Казанской иконы Божией Матери напоминает нам, братия, о той важной и отрадной истине, что Сама Богоматерь является охранительницею и поборницею истинного учения православной церкви.

История церкви представляет много случаев такого охранения Богоматерью православной веры. Представим из них два.

В 3 м веке, когда христианство, находясь в борьбе с язычеством, должно было бороться вместе с разными лжеучениями, св. Григорий чудотворец,епископ неокесарийский, желая точнее познать таинство веры, молил Бога об откровении ему Божественной истины; – и в одну ночь, когда он бодрствовал, размышляя о вере, ему явился старец, в величественном одеянии, обнаруживавший в себе великую добродетель. Познавши в нем мужа Божественнаго, посланного к нему от Бога для разрешения его недоумений, св. Григорий с восхищением и радостию смотрел на него; но старец дал ему знак обратить взор на другую сторону, и св. Григорий, по указанию его, увидел дивное явление в образе благолепной Жены, превосходящей всякий человеческий образ, на, которую, при разливающемся необыкновенном свете, от изумления и страха, он не мог смотреть. Явившиеся были Матерь Божия и св. евангелист Иоанн. Матерь Божия просила Иоанна открыть св. Григорию тайну благочестия, и св. Иоанн, преподав ему в кратких и определенных словах нужное наставление, скрылся от очей, его. Святый же Григорий, немедленно записав слышанное, согласно с ним стал проповедывать в церкви, и Божественное наставление, как великое некое наследие, оставил своим преемникам в рукописи.

Жизнеописатель сего св. Григория чудотворца, св. Григорий нисскийсвидетельствует, что живущий в той стране народ постоянно научался согласно с сим наставлением, и не был заражен никакою ересью и заблуждением. Наставление это есть то самое, которое постоянно исповедует православная церковь, и которое лежит в основании всего христианского вероучения. Это учение о таинстве св. Троицы (См. повествование о сем в конце «Прав. испов.» пер. с греч. изд. 4, 1831 г.).

Да утвердят же эти события, записанныя в достоверных источниках церкви, колеблющихся в православной вере. и да побудят их, молитвами усердной Заступницы рода человеческаго, нелицемерно всею крепостью души искать своего спасения в ограде православной церкви, которая есть столп и утверждение истины и верный корабль, приводящий христиан к вечному спасению. Аминь.                                                                                                                         (Свящ. Гр. Дьяченко).

БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ КАЗАНСКОЙ

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о, Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

 

Просмотры (23)

Комментирование запрещено